поиск
|
карта сайта
Главная > ЕВРАЗИЙСКИЕ КОЛЕБАНИЯ > ЧАСТЬ IV - ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЦИКЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ЧАСТЬ IV - ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЦИКЛЫ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Задачей данной работы является попытка ответить на вопрос: есть ли у России особый исторический путь по сравнению с другими странами континента или нет, т.е. разрешить спор между западниками и евразийцами. Причем разрешить его не на уровне идеологических воззрений, а исходя из системных критериев. Для этого достаточно сравнить на самом общем уровне историю России с историей Византии, на что часто ссылаются западники. А также с историей Польско-Литовского государства и историей Турции, так как Гумилев считает, что пассионарный толчок начала XIII века задел и эти этносы.

Начнем с Византии, история которой, по сути, является прототипом истории Московской Руси. Владимирское княжество в 1200-м году было активно развивающейся северо-восточной провинцией распавшейся конфедерации Киевской Руси, которая уже составляла серьезную конкуренцию Киевскому княжескому столу. К концу V века такая же ситуация была и в отношениях Византии и Рима. После низложения последнего Римского императора германцами в 476-м году и ухода остготского гарнизона из Рима в 536 г. Великий город уже стал провинцией Константинополя.  Византия получила полностью самостоятельный международный статус и стала активно развиваться как империя, соединяющая базовый малоазийский греческий этнос с азиатскими этносами на идеологической основе христианской православной конфессии.

В 1204 г. Константинополь был захвачен воинствующими христианскими миссионерами из Европы, которые образовали Латинскую христианскую империю. Эта империя просуществовала 57 лет, и в1261 г. Византийская империя была формально восстановлена. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками-османами и Византия перестала существовать через 977 лет после начала ее самостоятельной государственности и 920 лет, если выкинуть время Латинской империи. К 1204 году Византия уже была не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством, которое за период своей истории расширяла свои владения и на европейской территории, и на азиатской.

Владимирское княжество после Разгрома Киева в 1240-м году начало свою целиком самостоятельную государственную историю, описанную в первой части работы. В 1918 г. европейские миссионеры – воинствующие атеисты захватили Москву и создали Советскую империю, которая просуществовала 74 года. К этому году Россия была многонациональной и многоконфессиональной империей, которая на идеологической основе Православия соединяла на своей территории базовый европейский славяно-русский этнос с азиатскими этносами.

В 1991 г. Россия была формально восстановлена. Так, что Москва не столько - Третий Рим, сколько - второй Константинополь. В этом плане особого пути у Московской Руси нет, она повторяет естественный исторический путь евразийской империи на расовом стыке этносов.

Но особенности в Российской истории всё таки есть, и эти особенности, возможно, отличают её от истории европейских государств. Дело в том, что, вследствие описанных выше периодических переориентаций государственных пдсистем, "столетние" колебания уровня пассионарности (этнической активности) достигают такого размаха, что, начиная  с 1612г., а
возможно и с 1504г., если посмотреть повнимательней, они повторяют в миниатюре  всю динамику этногенеза с последовательной сменой почти всех императивов. Легче всего это просмотреть по ХХ веку, поскольку это у всех в памяти:
1912г. - 1924г.  Две войны, императив - "стремление к поиску удачи с риском для жизни".
1924г. - 1933г.  Поиск новых направлений в литературе, живописи, театре, открытие новых научно-исследовательских институтов, лабораторий, организация экспедиций. Независимо от сегодняшней оценки этого движения, налицо императив - "стремление к идеалу знания и красоты".
1933г. - 1939г.  Вторая пятилетка и начало третьей потребовали увеличение производительности труда, всемерная пропаганда деловой активности, стахановское движение, императив - "стремление к идеалу успеха".
1939г. - 1946г.  Великая отечественная война - "стремление к идеалу победы", доходящее до "жертвенности".
1946г. - 1961г.  Пятилетки восстановления и развития народного хозяйства, стремление к соревнованию с Западным миром во всех сферах, полёт Гагарина, возвращение к "идеалу успеха".
1961г. - 1975г. Движение "шестидесятников": поэты собирают залы и стадионы на своих выступлениях, новые направления в живописи, скульптуре, театре ("Современник" , "Таганка" ), в кино - первые шедевры, завоёвывающие призы на международных фестивалях, отечественная физика на мировом уровне - возвращение стремления "к идеалу знания и красоты".
1975г. - 1985г. Стремительное развитие всех направлений в производстве, в 1980г. страна занимает первое место в Европе и второе в мире по объёмам производства в промышленности и сельском хозяйстве - продолжение действия императивов стремления к успеху и идеалу знания, в тоже время нарастает диссидентское движение независимо от того, что ряд участников подвергаются тем или иным репрессиям.
1985г. - 1996г. Нарастание противостояния защитников Советского государственного строя и негативно настроенных группировок, всё это заканчивается сепаратизмом, "горячими точками", войной на Кавказе, криминальным взрывом, т.е. императив - "стремление к удаче с риском для жизни" возвращается.

Отсюда можно сделать вывод, что если начиная с 2018г. основным императивом опять окажется стремление к идеалу знания и красоты, т.е. это станет основной потребностью общества, а не только спускаемыми из правительства программами, то, возможно этнос ожидает ещё один виток этногенеза, ещё в стадии надлома.

Ещё следует отметить, что размах столетних этнических колебаний в последние два века столь велик по амплитуде, что к моменту переориентации образуется значительный слой тихих обывателей, что и позволяет соответствующим группировкам осуществить переориентацию, хотя никакой пользы от неё этносу уже нет. Более того в  ХIХ веке этот алгоритм уже не обеспечивает последовательность  поочерёдног противостояния то с Европой, то с Азией. В Крымской войне европейские страны выступают против России совместно с Турцией. В Русско-Турецкой войне конца 70-х годов Анлия ультимативно не даёт завершить поражение Турции изгнанием турок с западных берегов проливов. Европейский капитализм обусловил в ХIХ веке интерес транснациональных компаний по всей территории континента. Алгоритм последовательных переориентаций, запущенный в середине ХIII в., становится уже ненадёжным способом сохранения и развития территорий, и в тоже время он начинает тормозить государственное развитие.  

Более того, постоянная переориентация,  требующая усиления торговых и культурных контактов то с Европой, то с Азией, привела к постепенному размыванию исконно русской культуры, основанной на православном мировоззрении.  В XVIII веке военные контакты дворянского сословия с Европой привели к созданию тайных обществ, ставящих задачей европеизацию государственной жизни. В XIX  веке культурные и торговые связи с Европой привели к тому, что крупные землевладельцы, вообще, старались жить в Европе, поручив поместья управляющим. Крестьяне же, существенно более инерционный этнически слой, как вошёл при Петре1  в  азиатское состояние крепостничества  /поражение в юридических правах/ , так  в "Азии" и остался до конца века. Плохо продуманные и непоследовательно проведённые реформы второй половины века не успели исправить положения.  К естественной в государственной истории буржуазной революции в феврале 1917 г. дворяне и крестьяне пришли как две этнически антагонистические группы одного государства. Кроме того, размывание исконной культуры постепенно превращало необразованные слои населения из представителей homo sapiens  в представителей homo malignus.  

Вот поэтому так легко большевики перевели "революцию буржуазную в революцию социалистическую", а "войну милитаристическую в войну гражданскую". Вот поэтому крестьяне в солдатских шинелях и флотских бушлатах равнодушно смотрели на то как  большевики, не относящиеся ни к одной из этих групп, а часто не имеющих отношения к великоросскому этносу,  уничтожают офицеров - дворян,  даже тех, кому было обещано сохранение жизни в случае сдачи оружия. Повторялась ситуация Великой французской революции, когда якобинцы уничтожили половину роялистов, сидевших уже в тюрьмах, объясняя это тем, что они не нужны республике в будущем. Крестьянские восстания против большевиков в конце гражданской войны были вызваны тем, что крестьяне поняли, что их просто обманули и использовали. Но большевики припомнили им это, и к 1936г. был разрушен и крестьянский слой - основание Российского государства. К 1940г. большевики избавились от остатков служилого дворянства,  воевавшего в составе Красной армии.  Великоросский этнос погиб

Наиболее отрицательный результат всех революций в том, что они где более, где менее разрушают классы и социальные прослойки населения с установившейся системой ценностей и, сооветственно,  стереотипом поведения, В России после социалистической революции, после разгрома элитных слоёв и потомственного крестьянства общество на 80% состояло из мещан и люмпена, что потребовало жёсткого  "полицейского управления"  для установления элементарного порядка. А в силу идеологического авторитаризма жёсткое управление автоматически переросло в терроризм по отношению к собственному населению.

Периодическая переориентация, обеспечившая сохранение и расширение территории государства, привела к увеличению размаха пассионарных колебаний, но и к всё увеличивавшемуся расхождению ориентаций военно-административной и гражданской подсистем. Т.е. она приобрела характер и спасительного приёма и ахиллесовой пяты, которая стала причиной периодических смут и революций. В Западной Европе тоже были кровавые смуты и революции, но без той периодичности, которая, собственно, и является
особенностью Российской истории.  

Диалектические закономерности, как всегда, восторжествовали. Можно утверждать, что революции тогда сопровождаются гражданской войной (как правило, лютой) , когда образуются внутри этноса антагонистические, т.е. враждебные, этнические группы. Но большевики прекрасно понимали, что они наделали, поэтому, создавая новый интернациональный этнос на основе коммунистической идеологии, они сразу же после гражданской войны и окончания внутренних междоусобиц стали этнически сближать армию и народ, используя все методы пропаганды. Герои пограничники, лётчики, танкисты становились образцами подражания для школьников и желанными женихами для девушек. Возможно, именно это помогло и одолеть фашизм и просуществовать системе на основе утопической идеологии 74 года.  Но с начала 70-х годов запредельно засекреченная военно - административная подсистема уже представляла собой "государство в государстве". Гражданская подсистема, представленная профсоюзами и творческими объединениями, функционировала по предписанной программе и жила своей жизнью. Поэтому гражданская подсистема и не поддержала военно - административную в трудную минуту. Успехи русской армии в XVIII и XIX веках объясняются, в частности, тем, что весь офицерский состав армии был частью этноса (поместным и служилым дворянством) и, по сути, олицетворял и гражданскую подсистему вместе с купечеством. Ущемлённые в гражданских правах крестьяне в подсистему не входили. Дворяне офицеры не были наёмниками на зарплате, они защищали свои дома и семьи.

Что касается Польско-Литовского государства, то Польша и Литва выбрали после 1240 г. другой путь. Они и порознь, и объединившись всё время воевали на два фронта: на западных границах против германцев, на восточных против русских, на южных против татар, а затем турок-османов. Война на два фронта – тяжелое занятие, в результате Речь Посполитая пережила несколько государственных разделов территории, но зато до сих пор сохранила этническую целостность и своё национальное самосознание. Т.е. Польша вела себя так же, как и все западноевропейские страны.

Интересно было бы историкам – востоковедам оценить историю Турции по тому же критерию евразийских колебаний этнической активности, который был применен в данной работе.

Не исключено, что закономерность изменений во времени активности турецкой экспансии то на Запад – против североафриканских стран и стран юго-восточной Европы, то против арабов на Востоке и Юге, то на Север – против России, подчиняется сходному алгоритму. Но мусульмане – турки расширяли свою территорию в сторону христианского Запада войной против иноверцев.

Элита этноса вплоть до ХХ века культурно была связана с Азией, т.е. евразийских метаний у гражданского общества не было до младотурок. Невосприимчивость мусульман по отношению к другим религиям не дала возможности создания суперэтноса. В этом существенное отличие Оттоманской Порты от Московской Руси. Таким образом, пока что можно выявить только одну особенность истории России – это четкая периодичность евразийских колебаний, вызывающая во второй и третьей стадии этногенеза колебания исключительной амплитуды  уровня этнической активности.

Причем эти колебания разнофазны в государственных подсистемах на протяжении всей истории, что, вряд ли, было в истории Турции до ХХ века, исходя из особенностей ислама.

Из-за установившихся колебаний Россия все время вынуждена была догонять Запад по технологиям производства и методам организации. Вынуждена была бросаться вдруг в противоположную сторону, теряя многое из уже достигнутого. Это гарантировало от застоя, но подрывало столетие за столетием энергетику этноса. Именно, поэтому она не смогла противостоять в начале ХХ века разрыву в своей истории. Рыцари – латиняне взяли Византию военной силой, а русское гражданское общество сдало добровольно свою национальную буржуазную революцию. Именно, поэтому Гумилев сказал, что России не суждено пережить "золотую осень цивилизации", как это удалось Европе. Но, похоже, Россия "от края и до края, от моря и до моря " только так и могла существовать.

В истории евразийских государств имеются интригующие временные совпадения, которые в значительной мере подтверждают убеждения этнографов–географистов, к которым принадлежал и Гумилев, что географический ареал с его особенностями климата, рельефа, флоры и, соответственно, этнической предыстории полностью определяют развитие. Так, например, государство Киевская Русь сложилось к концу правления Вещего Олега, т.е. к 912 году. Правящая элита Киева присягнула на вассальную зависимость Литве в 1325 г., т.е. через 413 лет. Московское Великое княжество, по сути, уже Московское государство, было собрано стараниями Ивана III к 1505 г., а рухнуло в 1918 г., т.е. через 413 лет.Советский Союз не был преемником Российской монархии ни в этническом, ни в социокультурном плане.
Как уже упоминалось, в 1325 г. турки – османы начали наступление на Византию. Таким образом, на идеологически единую евразийскую социокультурную систему одновременно начинается наступление с Востока и Запада, если оценивать исторические подвижки, как советовал Гумилев, издалека, не вдаваясь в мелкие подробности личностей правителей, свар между ними и распрей в борьбе за власть между отдельными кланами. Нет сомнений, что существует некий уже установленный самоорганизацией этнической массы континента план ее исторического развития, который не может быть поколеблен волей честолюбивых правителей, за исключением глобальных Земных событий, находящихся в управлении информационно более высокой системы.

Все формальные модели процессов синтезируются не столько для понимания истоков их возникновения, сколько для прогноза Будущего. Из приведенной формальной физической модели явствует, что евразийские колебания должны продолжиться, по крайней мере, до 2104 г. Гумилев в своем последнем телеинтервью сказал, что "России осталось сто, максимум, двести лет". По сути, он назвал пессимистическую и оптимистическую временную границу, исходя из собственного анализа истории русского этноса. Однако, проблема в том, что в настоящее время, в отличие от начала XVI века, весь мир связан энергоинформационно неизмеримо выше, и то, что происходит даже на других материках, практически, мгновенно "аукается" везде.

Так, что прогноз предела осуществить только в рамках анализа истории России невозможно. Кроме того, истории государств и история этносов – это не одно и тоже. Мировая история знает, что иногда государства сменяются на какой-то территории и не один раз, а этнос остается.Имеются случаи поразительной живучести этносов. Например, на Балканах жив до сих пор этнос южных славян, да и в Мозовше, и Словакии этнос западных славян жив - живехонек. Сколько военных катков прокатилось по землям древлян, полян и северян. Однако не исключено, что только в 1942 г. прямых, коллективно проживающих, потомков этого этноса не осталось на этих землях, когда их проутюжили танки Манштейна, т.е. через 1512 лет после легендарного основания Киева.

Теперь следует еще раз вернуться к 8-му циклу. На диаграмме Рис.2 показано, что военно-административная подсистема уступала гражданской в уровне этнической энергии. Этот вывод совсем не умаляет победный результат действий Советской армии. Он касается не чисто военных действий. Надо просто вспомнить, что военно-административная подсистема монархической России проиграла власть гражданской подсистеме в августе 1917 г. Затем она проиграла гражданскую войну новой гражданской подсистеме, которая сумела лучше организовать свои действия. Затем военно-административная подсистема уже нового государства была дезавуирована гражданской подсистемой в 1939 - 1940 г. г., что привело к проигрышу начала войны.

Повторно в 8-м цикле, военно-административная подсистема была дезавуирована в 1990, 1991 г. г., поэтому она не смогла противостоять реставрации. "Перестройка" 90-х не была ни революцией, ни перестройкой. Последний термин, если отвлечься от строительства, чисто военный термин, означающий перестроение военных эшелонов, в связи с изменившейся задачей или передислокацией войск противника. Эта была попытка реставрации, попытка вернуться в 1912 год и все-таки, осуществить сорвавшуюся буржуазную революцию.

Дело в том, что любая революция развивается по одной и той же схеме: восстание (переворот – смещение предыдущей властной структуры) - гражданская война – военная диктатура новой властной структуры – попытка военной диктатуры распространить свою власть на соседние государства – реставрация. Эти этапы могут сменять друг друга быстро и в явной форме. В этом случае дети революционеров пожинают те положительные результаты, которые приносит обновление государственной системы от привлечения в управление новых классовых групп населения. А могут эти этапы реализовываться в завуалированной форме и в замедленном режиме. Тогда положительные результаты запаздывают, или их может не быть вообще. Тогда государственная система начинает деградировать.

В Англии вся эта схема во время буржуазной революции была реализована за 18 лет: от восстания в 1642 г. до восстановления монархии в 1660 г. Во Франции от восстания в 1789 г. до реставрации монархии в 1815 г. прошло 26 лет. В Германии от революции в 1918 г. и образования Веймарской республики до разгрома военной диктатуры в 1945 г. и образования двух государств в 1949 г.на ее территории прошло 30 лет. Эта специфика объясняется тем, что монархии в центральной Европе прекращали свое существование. Из четырех стран, курировавших реставрацию, только Англия была монархией, причем монарх властвовал, но не правил. Поэтому, когда из трех партий, которые дрались в рубахах разного цвета на уличных демонстрациях в 20 –е годы, одна была разгромлена союзниками и запрещена, две другие пришли к власти в двух половинах государства, сообразно разным идеологическим воззрениям союзников.

В России после установления власти коммунистов в 1918 г. и окончания всех военных действий в гражданской войне в 1924 г. диктатура одной партии, с запретом всех остальных, произошла в 1933 г., т.е. через такой же интервал времени, как в Германии. Был реставрирован только статус самодержавия, но на другой идеологической основе и без реставрации экономического базиса. В 1939 г. правящее ядро гражданской подсистемы, опасаясь, что набравшая силу военная подсистема выйдет из под контроля и начнет действовать самостоятельно по классическому историческому сценарию, дезавуировала ее, обезглавив управляющий центр. Военный переворот был исключен.

Выиграв войну, гражданская подсистема после 1953 г. дала возможность восстановиться военно-административной подсистеме под контролем партийной диктатуры. Военно- администратиная подсистема обособилась и постепенно стала государством в государстве, что сдерживало развитие гражданской подсистемы в ее современном понимании.

Вся эта конкурентная борьба привела к тому, что, когда в 1989 г. гражданская подсистема приняла решение о реставрации политического и экономического базиса, общество было в полной растерянности: а что, собственно, реставрировать? Достаточно вспомнить пеструю картину общественных предложений в период с 1989 г. по 1996 г. В начале 90–х. годов на улицах больших городов можно было видеть массовку исторического фильма. Тут и перетянутые портупеей стройные фигуры молодых людей в белогвардейских шинелях из общества "Память", казаки, "в лампасах и с нагайками", у одного из московских станций метро милиция разгоняла молодых людей, стриженых ежиком, в черной полувоенной униформе, непонятно что демонстрирующих.

На короткое время появились интеллигенты с бородками клинышком, как будто сошедшие с трибуны первой государственной думы. Появилось несколько "выживших цесаревичей Алексеев", курсировали слухи, что обсуждаются возможности восстановления монархии. Дошло до того, что появились группировки, изучающие по эзотерической литературе духовную практику древних славян. Все это опасно напоминало быстро проходящие картины прошлой жизни в сознании человека перед клинической смертью. В этот момент наиболее активные и долго не раздумывающие люди произвели реставрацию экономического и политического базиса, разом заменив основную государственную собственность на частную, а однопартийную систему на многопартийную.

С 2004-го года начинает постепенно реализовываться попытка вернуться в 1912 г.: разворачивается на телеэкранах жизнь русских диаспор за рубежом, реабилитируются с позиции этнической истории руководители белого движения, вплоть до перезахоронения в столице, канонизируются страстотерпцы – члены семьи последнего императора.

Восстанавливается связь с зарубежной русской православной церковью, поощряются поиски русскими людьми своей родословной, принимаются к изучению возможности заимствования экономических реформ начала ХХ века. Не надо приписывать эти начинания только к плановой задумке правительства – это естественное движение общественного сознания. И хотя вернуться назад на сто лет общественной системе невозможно, по определению, слишком уж изменилось общество - это надо воспринимать как ностальгию по Утраченному.

Косвенным доказательством этому феномену является ностальгия небольшой части культурной элиты США по утраченной сто пятьдесят лет назад Конфедерации. Не только великая кинолента "Унесенные ветром", но и еще несколько менее известных фильмов демонстрируют эту ностальгию, показывая с симпатией конфедератов и с антипатией федералов. В этом, конечно, прежде всего, естественное сочувствие гуманистов к побежденным, но чувствуется и нотка сомнения в абсолютной верности стратегических последствий победы северян. Миром правят диалектические законы, и люди интуитивно это чувствуют, даже не изучая философию.

В мифах и легендах разных народов фигурирует возможная петля времени в 30 лет. Дело здесь не только в реальном физическом существовании тридцатилетнего гравитационного цикла, о чем указывалось в Части- II. Дело в том, что основные решительные действия человек совершает в возрасте 25-30 лет, а когда в 55-60 лет он оценивает их с высоты жизненного опыта, то кажется, что 30 лет назад у “придорожного камня” надо было повернуть в другую сторону. То же самое чувствуют и революционеры, уцелевшие после революции и к 55-и годам стоящие у кормила построенной ими власти. Поэтому и свершаются или делаются попытки реставрации, так как обычные люди интуитивно приходят к тому, что выразил еще в пятом веке до нашей эры Лао-Цзы, сказав: "Все великие свершения происходят путем мелких незаметных изменений".

Сейчас остатки русского этноса, пережившего в первую половину ХХ века две малые и две мировые войны, сопровождавшиеся в промежутках серьезным внутренним противостоянием, находятся по Гумилеву на этапе перехода от фазы надлома к инерционной фазе. В этой фазе этнос "пожирает то, что наработано в предыдущие фазы развития". Ведущим императивом поведения в фазе надлома является – поиск удачи с риском для жизни, а в инерционной фазе - стремление к благоустройству без риска для жизни, когда этнос становится беззащитным. Гумилев утверждает, что в каждой фазе развития присутствуют в поведении все императивы, но основной является ведущим для большинства. Поведенческими лозунгами в фазе надлома являются следующие: "Мы знаем, мы знаем, все будет иначе!" и "Дайте же жить, гады!", в инерционной фазе: "Будь таким, как я!" и "С нас хватит!" (Л.Н.Гумилев, " Этногенез и биосфера Земли", 3–е издание, 1990 г., стр.491). Все эти лозунги можно услышать и в транспортных пересудах, и в телевизионных дебатах.

Есть ли какая-то надежда у России? Надежда есть всегда, только смотря на что? На комфортную жизнь на шестой части суши – вряд ли. На продолжение существования населения на этой территории – безусловно, при отсутствии глобальных катастроф. Население всегда проголосует действиями за любую власть, только бы не бандитский беспредел. На возрождение Руси - вопрос слишком неопределенный, так как непонятно о возрождении какого периода Истории идет речь.

В реальности дня может быть поставлен такой вопрос – может ли на территории нынешней России возникнуть еще одно, третье по счету, государство, которое будет историческим и культурным преемником предыдущих? Исходя из рассматриваемой формальной модели, может. Биения колебаний с периодом в 756 лет примерно соответствуют периоду пассионарных толчков на континенте. В только что упомянутой монографии Гумилева приведены такие даты толчков в нашей эре:"I век – готы, славяне, даки (в Европе); VI век - арабы-мусульмане, раджпуты (долина Инда), китайцы (Северный Китай – империя Тан), Корея, Япония; ХШ век – литовцы, великороссы, турки-османы, эфиопы.

В Части- II уже отмечалось, что сейчас на наших глазах, через 750 лет после толчка ХШ века проходит этнический взрыв в широкой полосе вдоль всего континента к северу и югу от 40-й параллели. Если эти "ревущие сороковые" перекинулись уже на разлом русла Волги и Камы, которое в древности и называлось Итиль, то вполне возможно, что на Средней Волге или в верховьях рек Белой и Урала уже рождаются этнически активные люди. Если так, то они проявят себя в 40-е годы текущего столетия, если только в двадцать пятом ничего не стрясется.

Суть спора между западниками и евразийцами в наши дни в том, что важнее для России, чтобы удержать государство от развала: построение на основе гражданского, вненационального, общества со свободным волеизъявлением граждан или на национальной основе остатков базового русского этноса.

Ситуация патовая. С одной стороны "истина в крайностях", но для этого нужны крайние ситуации. Вненациональное общество, основанное на гражданском принципе, легко построить на острове, пусть даже размером с континент, на который съезжаются переселенцы из разных стран, порвавшие со своим этносом. Вот такие государства и построены в Северной Америке и Австралии. В России построить вненациональное общество невозможно, по определению, хотя бы потому, что весь ХХ век ставилась, спланированная сверху, задача подъема национального самосознания в республиках. И эта задача успешно выполнена, что и является основной причиной их разбегания в последний узловой момент колебаний.

Великоросского этноса, в том плане, каким он был в конце, в XIX больше нет. Тяга к подъему национального самосознания появляется в критические моменты для государства. Достаточно вспомнить обращение к гражданам в критический момент развития экономического кризиса президента Франклина Делано Рузвельта. Он, обращаясь к американцам, не сказал: "Мы свободные в волеизъявлении граждане самой демократической страны мира". Он сказал: "Мы великая нация, и мы справимся!"- хотя по нормам развития этноса нация еще и не сформировалась, так как это было сказано всего через 60 лет после гражданской войны. Однако, если Россия упустит возможность организации сохранения русской национальной культуры в создавшейся критической ситуации своей истории, то Москва и Петербург через сто лет не останутся хранителями культурных ценностей мирового значения, как остались в метрополиях бывших империй, Рим и Венеция, Париж и Орлеан, Берлин и Дрезден, Киото и Нара, Пекин и Тонкин.

Возможно ли построить на основе предложенной гипотезы алгоритм, хотя бы приблизительного прогноза событий в грядущие годы? Можно проверить по текущему 2011-му году, (считая его центром интервала с 2008г. по 2014г.) исходя из предположения, что через каждые 192 года ситуация, хоть в чем-то повторяется. Рассмотрим кратко исторические события, происходившие через 15 лет после узловых моментов по диаграмме Рис.2., плюс-минус один год из-за неточностей в исторических документах.

1255 г. Умирает хан Батый. Новый хан Берке вводит общую для Северо-Восточной Руси и Новгородских земель систему обложения данью. В городах появляются переписчики населения - "баскаки". Новгородцы выгоняют баскаков, а заодно и сына Александра Невского, посаженного на княжеский стол. Александр жестко карает зацинщиков, однако, не вступая в открытый бой с новгородцами. По договору вся земля Черной Руси (Гродненская область) отходит под власть Даниила Галицкого, только что получившего королевскую корону от Папы Александра IV. Великий князь литовский Миндовг, решивший посадить своего сына королем на Русских землях, просит согласия Папы и получает разрешение – “Идти на Русь”. Начинаются предварительные обсуждения об унии Латинской и Греческой церквей.

1435 г. Заканчивается первый этап борьбы за Московский престол между внуком Дмитрия Донского князем Василием Васильевичем и его дядей Юрием Дмитриевичем – в пользу внука, которого поддерживает митрополит Фотий. Великий князь литовский Свидригайло, задумавший создать Великое княжество Литовское с присоединением Русских земель, казнит митрополита Киевского Герасима, которого он перед этим объявил митрополитом всея Руси. Казнь вызвана подозрением Герасима в связях с претендентом на княжение Сигизмундом.

1627 г. Михаил Романов, только что получивший титул Самодержца Всероссийского, принимает официальные государственные меры по ограничению власти воевод на местах.

Выходит царский указ, разрешающий дворянам передавать свои поместья по наследству при условии службы царю. Это явилось первым организационным шагом, по сути, заключением контракта с государством, для создания регулярной армии. С Польшей продолжаются натянутые отношения, несмотря на Деулинское перемирие. Ногайская Орда выходит из подчинения и начинает регулярные набеги на южные окраины Московской Руси.

1819 год. Выходит указ об основании Санкт-Петербургского университета, одновременно выходит "Положение о произведении в ученые степени". Усилены Сенатские ревизии в Высших учебных заведениях. При проведении ревизии в Казанском университете выявлены финансовые нарушения, директор И.Ф.Яковкин снят с должности. Во всех гимназиях введён единый учебный план, в перечень предметов введён закон божий.

Заложено строительство Исаакиевского Собора, начато строительство Главного штаба Морского Адмиралтейства. Произведено успешное испытание первого газового фонаря и первые фонари установлены на Аптекарском острове. В Северный Ледовитый океан отправилась экспедиция под командованием Васильева.

Год начался с денежных неурядиц, проведено упорядочивание выпуска монет печатным двором. Выпущена медная монета значимостью в 1 копейку (Александровская "Денга"). Принят "Таможенный устав" по всей сухопутной границе империи и контрольной черте с Царством Польским. Тариф снял все запреты на импорт и экспорт. "Утвержден устав общества попечительского о тюрьмах" филантропической направленности. Созданные комитеты начали организовывать материальную помощь освобожденным из заключения и меры по их реабилитации в обществе. Для всех гимназий России
введён единый учебный план. В перечень изучаемых предметов введён Закон Божий.

Пока Ермолов ведет военные действия в Дагестане, в Имеретии начинается восстание, охватившее всю Западную Грузию. Киргизы Большой Орды просят принять их в подданство России, просьба удовлетворена. Карамзин пишет записку Александру I "Мнение русского гражданина", в которой резко высказывается против предоставления независимости Царству Польскому. Министра внутренних дел О.П. Козадавлева (ложа "Равенство") сменяет В.П.Кочубей (ложа "Минерва"), известный своей формальной "антифранцузской" позицией. Проведены серьезные кадровые перестановки в армии из-за выявленных финансовых нарушений. Адъютант главнокомандующего 2-й Южной Армии графа П.Х. Витгенштейна подполковник П.И.Пестель начинает организационную деятельность по созданию "Южного тайного общества".

Но нашем времени сказывается и то, что происходило в прошлом веке, "столетний" цикл никто не отменял. Но, вследствие
изменения ориентации подсистем, политическая окраска событий может меняться на противоположную. Так, ориентируясь на ту же временную точку баланса - 1912г., можно сказать, что партийные дискуссии 2011г. напоминают партийные дискуссии 1927г.. Однако, если в 1927г. стала набирать силу идея радикальных мер при отходе от НЭПа и переходе к  индустриальному развитию, а идея эволюционного развития экономики на основе объективных закономерностей развития Базарова и Кондратьева стала терять поддержку в партии большевиков, то сейчас в партийных дискуссиях позиция левых радикалов слабее.
Насколько все это похоже на то, что происходило в 2011 году, пусть решает читатель.  

Но, что же будет дальше, если российский этнос, всё-таки пойдёт ещё на один столетний виток . Из изложенного алгоритма следует, что всё будет зависеть от того, насколько гражданская и военноадминистративная подсистемы разойдутся в своей ориентации к 2050-му году. Если расхождение будет небольшим и русский этнос устойчиво перейдёт в инерционную стадию, то по приведённому алгоритму предсказание сделать невозможно. Если расхождение будет значительным, то прогноз возможен, по крайней мере, на 30-и летний срок после 1996г., хотя хорошего, похоже, будет немного. В этом случае читатель должен будет ознакомиться с вероятными событиями в интервале с 2023г. по 2029г., и ему надо будет посмотреть, что происходило ранее в 1270, 1450, 1642, 1834 г.г.  Что касается предыдущего столетия, то 2026-ой год соответствует 1942-му году. Мировые войны не подчиняются алгоритму переориентаций России, хотя возможна периодика в 108 лет: Наполеон сразился со своими основными противниками,- Австрией, Россией и Пруссией к 1806г. , что можно считать началом "наполеоновской" мировой войны, через 108 лет, в 1914г. начинается Первая Мировая. Соответственно, вероятно начало следующей в 2022 году.  Вторая мировая из этой последовательности выпадает, так как она была второй волной Первой, в которой не были разрешены все проблемы геополитической конкуренции.      

Следует предупредить активного читателя от предположения, что таким способом можно, примерно, предсказать характер событий на сто лет вперёд. Тем более, что к 2092 г. пройдёт 864 года от 1228 г., т.е. русский этнос может начать переход в  стадию реликта, если обстоятельства будут неблагоприятны. В этом плане достаточно вспомнить, что Александр Невский родился через 108 лет после вступления Владимирв Мономаха на Киевский стол. Как уже указывалось, страны в наше время сильно взаимозависимы,  даже еали они на разных материках. Кроме этого, есть ещё один цикл, который определяет предельный срок ( а именно, около 960-и лет) существования империй, т.е. государственных образований, которые, как правило, создают суперэтносы. Но поскольку империи заканчивают свое существование, когда суперэтнос входит в стадию инерции и не способен сдержать агрессию со стороны других этносов, то происходит это в разное время от начала входа в эту стадию, в связи с различными историческими условиями. Т.е. у этого цикла нет точного космического вынуждающего колебания, поэтому автор им не воспользовался.  Сравнение по предложенному алгоритму, показало системные повторы в государственной истории, недалёкое будущее поможет проверить- достоверна ли модель. А что касается тезиса - "Велика страна наша, а порядка в ней нет", то если она даже придумана летописцем, то объективно верна. Дело в том, что если алгоритм развития требует
два раза в столетие переориентации подсистем, то система должна быть максимально лабильна, чтобы перестраиваться в 13 лет (плюс-минус шесть лет относительно центрального года), шесть лет до и шесть лет после - подготовительные и заключительные стадии. Представьте себе, сколько лет будут перестраиваться Англия в азиатскую или Япония в европейскую системы ( в культурном и в других мыслимых планах) - уйдут столетия. 

А так, что ж, быстро мчится русская тройка, резко тормозя на крутых поворотах и перелетая, как птица, овраги Безвременья. Вылетают из саней, кто на обочину, а кто в канаву, сотни тысяч неудержавшихся. Только оглянется назад - сколько осталось в бричке - ямщик, осанистый, дюжий мужик в лихо сбитом на бок картузе, с веселой хитринкой на улыбчивом широком лице с окладистой бородой, и ну опять нахлестывать коренника. Сколько осталось сил у России на эту отчаянную гонку со Временем, когда она то отставая, то рывком догоняя другие страны, удерживает огромное пространство лесов, полей и рек, поливая его то кровью, то потом? Но можно точно утверждать, что со стороны, совершенно неразумное, не подчиняющееся логике классического развития, государство, не могло бы просуществовать пятьсот лет без “божественного провидения”, т.е. прогноза самоорганизующейся Большой системы, называемой нашей очередной цивилизацией на Земле. И не все в этих закономерностях, поддается человеческой логике, есть что-то из высших сфер, где "Бог в кости не играет".

Post scriptum

Но этнический цикл, безусловно, не единственный, который влияет на жизнь народа (этноса + государственная система).

Историки говорят также о прослеживании 84-летнего цикла - постоянного, а не сокращённого вследствие быстрого нарастания или спада уровня пассионарности. Поскольку этот цикл участвует в динамике этногенеза, то его следует отнести к этническому циклу, он характеризует степень устойчивости мировоззрения при столкновении с другими этносами. Но наблюдаются и другие циклы, которые легко прослеживаются в государственной истории, их можно назвать условно государственными, так как они связаны с изменениями в ходе развития государственной надстройки над этническим базисом.

Например, есть ещё один загадочный цикл, о котором Гумилёв упоминал уже после опубликования своих основных монографий. Это цикл длительностью в 74 года.  Если взять за отправную точку 1918г. - начало  широкомасштабной гражданской войны и развала Российской империи, то прибавив 74 года, получаем 1992г., комментарий излишен. А если от этой точки уйти на 9 циклов  по 74 года в прошлое, то как раз попадаем в 1252г., когда братья Ярославичи пошли разным геополитическим курсом.

Скорее всего, это цикл отражает наличие колебательного звена в цепи обратной связи между государственным образованием и этносом. Этим колебательно звеном является, повидимому, период смены магнитных полюсов на Солнце, равный 22-м годам (если точно, то 22,4 года- 1/8 периода обращения гравитационного центра Солнца вокруг гравитационного центра всей солнечной системы). Т.е. цикл  в 74 года- это разностный период  между периодом смены магнитных полюсов на Солнце и этническим  периодом в 96 лет. Соответственно, период синхронизации этнического цикла и цикла государственного развития составит 962 года - предельный срок существования империй. Следует отметить, что поскольку в году 12 месяцев, то реальные значения циклов могут иметь отклонения в пределах: плюс -  минус , примерно, 4 месяцев ( 73г. 8 мес. - 74г. 4 мес.).

Этнические и "государственные" циклы не могут обладать высокой стабильностью, так как даже планетарные не абсолютно стабильны. И действительно, имеем, соответственно, контрольные даты (рассмотрев интервалы через два цикла): 

1400 г ( через два цикла).- Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского мечется между промонгольской партией и пролитовской, к тому же он женат на дочери Великого князя Литовского. В результате Смоленск переходит из рук в руки. Раздел между партиями географически нестатичен, князья выступают то за одну партию, то за другую.

1548г.( через четыре цикла) - Иван Грозный получает титул Царя всея Руси, в предыдущий год инициирует официальную канонизацию Александра Невского Московским патриархатом. В

1575г. закрыв опричнину, пытается укрепить Земщину в связи с полным разрушением экономики, вызванным насильственной борьбой с феодалами, и в то же время,  в связи с резким увеличением земель, отошедших в царскую, т.е. государственную, собственность, Иван осуществляет театрализованное действо, он ставит внука хана Ахмата  (по крещению Симеона Бекбулатовича), перешедшего к нему на службу,  во главе Земщины, и формально объявляет его Государём всея Руси, оставляя за собой титул Государя Московского. Повидимому, Иван, в отчаянии увидеть результат своих геополитических проектов при жизни, хотел продемонстрировать своим интеллектуальным оппонентам, и прежде всего Князю Курбскому, какую государственную структуру он считает оптимальной для России, и что он верен стратегии, указанной Александром Невским. При Иване же начинается продвижение в Сибирь, на территорию Орды.

1696г.(через шесть циклов) - Умирает Иван Алексеевич, соправитель Петра Алексеевича, и последний становится уже и формально единоначальным Царём всея Руси. Звучат последние отголоски восстания стрельцов - бунтуют стрельцы в Иркуцке. Формальное внешнее западничество Петра достаточно быстро заканчивается.  В начале июля 1723г. по указу Петра Синод издаёт специальное постановление ( III, № 1065) о перезахоронении мощей Святого Александра Невского из  собора во Владимире в  Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Пётр лично руководит перемещением раки из Шлиссельбурга в Петербург, демонстрируя выполнение завета Александра, - он окончательно  разбивает шведов. Сразу после Петра продолжается движение в Сибирь и на территорию Казахстана. К концу XVIII ликвидированы все остатки   Монгольской Орды. То, что задумал Александр Невский, осуществлено. Современные идеологически разнообразные оценки этой Истории бессмысленны, поскольку она "не терпит сослагательного наклонения" и происходит независимо от того, что о происходящем в прошлом и настоящем думают и говорят современные ( и будут говорить будущие) политологи.
 
1918г.(через девять циклов) - Российская империя разрушена гражданской войной, однако, в войне с фашистской Германией новое правительство уже интернациональной (нерусской) державы вынуждено вспомнить  об Александре и учредить орден его Имени. Влияние Прошлого неистребимо, если оно создаёт геополитически значимое Будущее. 

Именно Александр Ярославич запустил процесс создания Российской империи, пожертвовав независимостью государства, чтобы сохранить этнос (землю, веру и национальное местное управление) - основу развития этноса. Пётр Великий лишь завершил этот процесс, преобразовав Московское царство в Российскую империю. И, именно, имперской структуре Россия, да и вся Евразия, обязана тем пластом  деятелей культуры XIX века, которые совместно с европейскими представителями создали ту Великую культуру, остатки которой с трудом удерживают нынешнее человечество от самоуничтожения.

А то, что государственная система периодически отрицательно влияет на этнос, только подтверждает известный тезис, что любое государство является системой ограничения свободного развития общества, который и лежит в идеологической основе  анархических движений. Однако анархисты так и не придумали до сих пор, чем можно заменить государство для выживания этноса при его тесном соприкосновении (конкуренции) с другими этносами. Анархисты появляются на авансцене государственной истории только тогда, когда необходимо частично разрушить существующую государственную систему, чтобы дополнить её назревшими изменениями из-за меняющегося целостного мира. Но, именно, в связи с инерцией евразийских колебаний государственная система России была в начале ХХ века разрушена полностью. 
Но, соответственно, и этнос иногда отрицательно влияет на государство, то есть, диалектические закономерности властны в процессе динамики развития любой системы на Земле. Дело в том, что в связи с наличием существенно большей природной свободой воли у гомо сапиенс, из-за развитого интеллекта и духовности, по сравнению со стадными животными, его свободу воли необходимо ограничивать, чтобы она не наносила ущерб всему этносу. Для этого основная масса членов этноса и стремится организовать государство, как средство подавления экстремалов свободной воли.     

Итак, тринадцать циклов в 74 года составляют 962 года -  предельный срок жизни империй, что хорошо совпадает со сроками существования империй (Великий Рим, Византия). То есть, в конце этого интервала времени  государственный цикл, запускающийся в момент  "зачатия государства", синхронизируется с этническим циклом - в 96 лет. Этот предел хорошо виден и на примере недавних империй. Так, Священная Римская империя с центром в Германии образована была восточно-франкским королём Оттоном I Великим в 962г. как продолжение империи Карла Великого. Образованию способствовало быстрое распространение христианства в Европе, которое началось с момента провозглашения Карла Великого Римским императором в 801г. Но прошло после этого события девять этнических циклов, и к 1665г. европейский христинский этнос   распался из-за внутренних противоречий и образования конфессий. В результате после многих коллизий в истории христианской Европы, германский император Вильгельм II в 1914г. предпринял попытку восстановить империю в границах Оттона I, но попытка бесславно провалилась. К 1924г., т.е. через 962 года Священная Римская империя (с 1512г. Священная Римкая империя германской нации) окончательно ушла в состояние реликта. Конвульсия Возрождения Великого Рейха на 10 лет (с 1935г. по 1945г.) только подтвердила Правило - без этнического базиса империя существовать не может.
 
А девять государственных циклов по 74 года, когда начинается  разрушение государства, -возможно, и есть загадочный интервал космического времени. Итак, девять государственных циклов заканчиваются развалом государства и, соответственно, резким ослаблением этноса. Начало интервала в 756 лет (девять этнических циклов по 84 года), повидимому, следует отнести к 1240 г., когда киевляне стойко обороняли свой город, т.е. это цикл духовной стойкости (сплочённости) этноса. Этот интервал закончился в России в 1996-м году разрушением идеологической основы суперэтноса, который не может существовать без идеи, в отличие от моноэтнической системы, спаянной, в основном,  этнической, а не государственной историей. Именно поэтому открыт вопрос поиска национальной идеи. Девять этнических циклов по 96 лет (864 года) возможно закончатся в 2092г. началом окончательного развала этноса, если не будет следующего пассионарного толчка, и сменой государства, о чём и предупреждал Гумилёв

Реальность этого цикла можно просмотреть на славянском этносе. Основную лепту в изучение истории славян внесли польские слависты. По результатам изучения топонимики и археологическим данным они считали, что до начала пятого века до н.э. существовал общий балто - славянский язык. В начале пятого века начинается расселение носителей балтской поморской культуры из района нижней Вислы на юг и постепенное выделение славянского языка из балто-славянской общности. К середине четвёртого столетия до н.э. в междуречье Вислы и Эльбы сформировалась пшеворская культура, которая вместе с оксивской и считаются раннеславянскими. Связано это было с великим переселением народов в центральной Европе  в четвёртом столетии, скорее всего, с возросшей пассионарностью. Кроме расселения на юг поморов сказался и поход Дария против европейских скифов в 512 г. до н.э. По записям Геродота скифы и славяне невры вынуждены были отступить на север.
В третьем столетии Гумилёв по своей системе оценок отмечает ряд пассионарных толчков в Евразии. Славист М.Фасмер считал, что славяне достаточно быстро стали распространяться на восток из своей колыбели в междуречье и заняли бассейн Припяти и среднего Днепра. Общеславянский период он определял восемью столетиями с четвёртого столетия до н.э. по четвёртое столетие н.э. Начало этого периода трудно привязать к конкретной дате, а вот конец можно. В четвёртом столетии славяне вынуждены были вступить в борьбу за свои территории с остроготами и боролись успешно. Но к сожалению, этнос уже вступил в инерционный период и императива постоянной военной готовности уже не было. Этим и воспользовался вождь готов Винитар. В 376 г. н.э. славяне по своей религии, имеющей космическое начало, сложили оружие и начали празднование смены космических эпох. Винитар неожиданно напал, пленил верховного вождя Божа, его сына, 70 старейшин и всех казнил. Готы как и их потомки викинги были не только храбрыми, но и крайне коварными ребятами. Вот эту дату и можно считать серединой этнической истории общеславянского этноса.
Но этнос не погиб после этой страшной истории, положение спасла встречная военная активность народов Европы и Азии. Сразу же после описанного поражения пришли гунны и вытеснили готов за Дунай. С гуннами славяне были больше в союзе, чем в войне. Весь шестой век славяне успешно воевали с византийской армией. В 602 году Аварский хакан разбил славян, направив удар, в основном,  на их центр на территории Волыни, и антский союз распался. Но в 679 г. пришли хазары и разбили аваров, после чего двести лет славяне платили дань хазарам. Новое объединение славян произошло уже в начале десятого века под руководством русов, прибалтийских славян. Т.е. этнический круг замкнулся. Хотя, кто такие русы,- спорят до сих пор. Так вот эта общность рухнула бесповоротно в 1240г. со взятия и разгрома Киева татаро-монголами, т.е. через 864 года после казни Божа. Нас не удивляет влияние на нашу физиологию смена фаз луны и смены времён года, но почему - то никак не хочется признать учёным, что на наше мировосприятие и мировоззрение могут влиять глобальные гравитационные и другие циклы Солнечной системы.      

В декабре 536г., после 60 лет захвата Рима остроготами, остроготский гарнизон покинул Рим, и в город вошёл византийский стратег Велисарий (Велизарий) со своим отрядом. Город снова стал римским, но Великого Рима, по сути, уже не было, зато на геополитическом небосклоне взошла звезда Византии. Через девять государственных циклов по 74 года к Константинополю подошли крестоносцы. Город затем был осаждён, взят и разграблен. Византия, как империя перестала существовать на 59 лет, и на её территории образовалась Латинская империя крестоносцев. Эти прерывания государственности из-за взаимодействия с другими  этносами  длительностью около 60 лет проявляются в повторении знаковых событий в государственной истории. Для России этот цикл можно отсчитывать от 1234г. (боевого крещения Александра Ярославича в битве с немцами при Эмайыге, где он юношей участвовал вместе со своим отцом), его следует считать ещё одним государственным циклом. В 1261г. Никейский император вернул Константинополь, Византия была формально восстановлена, хотя мощь её была потеряна. В 1341г. в Византии началась гражданская война, которая окончательно подорвала силы этноса, это произошло через 864 года после того, как в 476 г. в Риме был свергнут германцами последний римский император. Через 192 года после восстановления империи (в конце девятого этнического периода и тринадцатого цикла по 74 года, с учётом поправки на прерывание), а именно, в 1453г. турки взяли Константинополь, на чём и окончилась история Византии. Такова диалектическая взаимосвязь этого сложного взаимодействия этнического базиса и государственной надстройки. 

Таким образом, 756 или 864 оборота  Земли вокруг Солнца - это интервалы существования основных этнических факторов (параметров), когда окончательно в этносе исчезает пассионарность и на духовном , и на биологическом уровне, а на общественную сцену выходит  "тихий обыватель, адаптированный к биоценозу ареала" ( по Гумилёву).  Ведь Гумилёв чётко формулирует, что пассионарность - это болезненное состояние этноса (мания идеи, подавляющая инстинкт самосохранения). Если в этот момент геополитическая обстановка позволяет государству продолжить существование, то в нём воцаряется "золотая осень цивилизации", что и наблюдалось с середины XIX в. до войн XX в. в малых и карликовых 
государствах Европы, а кое-где наблюдается и сейчас. 

Для специалистов по нумерологии здесь раздолье в объяснении, почему сумма цифр во всех трёх числах, обозначающих длительность этих интервалов равна 18. А аналитики раннехристианской теологической литературы могут сопоставить эти девятицикловые интервалы с известными упоминавшимися числовыми значениями, которые до сих пор вызывают массу толков.  Возможно один из этих интервалов активности этноса, скорее 756 лет, и является "числом человеческим", т.е. интервалом пульсаций духовной составляющей этнической энергии в некотором регионе Земли, хотя следующий импульс  может возникнуть в другом месте региона. Тогда, интервал в 864 года, повидимому, соответствует известеному высказыванию- "день Бога длится тысячу лет", потому что З0 таких дней , т.е." месяц"  составят интервал в 25920 лет, который некоторые астрономы oпределяют как период прецессии Земной оси, хотя есть и другие оценки. То есть интервал в 864 года -это, скорее, период подвижек в развитии очередной цивилизации. Этнографы считают этот интервал периодом миграций народов.

Следовательно, по Византийским представлениям. Мир, т.е. наша цивилизация, стала создаваться с конца XI тысячелетия до н. э., раз "седьмой день был выходным". С этого времени до середины VII тысячелетия средняя температура Земли непрерывно росла и выросла градусов на пять, создавая условия для миграции животных и расселения кроманьонцев из приэкваторной зоны, т.е. "Рая", на север. Первые поселения в среднем течении Дона археологи приурочивают чуть ли не к VIII тысячелетию до н.э..А к середине VI тысячелетия средняя температура градуса на два понизилась и создались благоприятные климатические условия для земледелия и скотоводства на севере Индии и в Малой Азии (Мир для успешного существования человека - кроманьонца был создан),  где и началось развитие современной цивилизации, описанное в вавилонских хрониках, а затем  и в библии. 

Часто говорят, что Александр Невский первый государственник в процессе создания государства - Московской Руси - это правда. Но  Александр не был "государственником сегодняшнего дня", как Даниил Галицкий. Александр пожертвовал независимостью  государства, чтобы спасти этнос, т.е. спасти собственность на землю, свою веру и своё местное самоуправление. Он хорошо знал немцев и шведов, которые , в отличие от литовцев, считали православных язычниками и претендовали на земельную собственность, потому что были уже феодалами. А чтобы отстоять Север бывшей Киевской Руси от монголов в 1252-м году, надо было идти на союз, именно, со шведами и немцами. По сути Александр предложил русичам северо - восточных княжеств, и заставил Великий Новгород, склонится перед непреодолимой в тот момент силой и подождать её ослабления в будущем.  В этом Гумилёв безусловно прав. Т.е. Александр Невский защитил начальную стадию процесса создания великоросского этноса, вследствие чего через 296 лет сформировалось и утвердилось Московское царство, поскольку этнос лежит в основе государства, а не наоборот. Московское русское царство просуществовало 370 лет, но к этому времени уже ослаб этнос и революционное движение, поддержанное конкурирующими этносами (государствами) разрушило государство. После 10-го государственного цикла в 1992г. Российское государство было формально восстановлено, что подтверждает факт непреодолимой цикличности процессов развития  независимо от политических интепретаций политологов. Сколько времени точно осталось до окончательного разрушения  теоретически  предсказывать можно, но в мире сейчас  всё слишком взаимосвязано, чтобы что-то утверждать.

Современникам Александра была непонятна эта сложная зависимость, это хорошо видно также на примере Даниила Галицкого. Галичане и волынцы то боролись с татарами, то вместе с татарами выступали против Польши. В результате Галиция и Волынь вошли в состав Литвы, затем Польши после Польско-Литовской Унии, и не стали самостоятельным государством до сих пор, хотя Даниил получил право короны от Папы в 1253г. В 1993 году, кстати, прошло с этого момента тоже 10 циклов по 74 года. Кроме того, в 2014 году прошло 60 лет с момента передачи Крыма от РСФСР к УССР, а в январе 2015 г. пройдёт один этнический цикл в 96 лет с момента, когда Директория объявила войну Большевистской России, и Россия сейчас входит в состояние изоляции от Запада, как и в 1918 году. Т.е. в интервале 2014 - 2015 г.г. сойдутся окончания  государственного цикла с окончанием этнического интервала по предыдущему событию.  В 2016г. пройдёт 384 года ( 4 этнических цикла, 2 периода) с момента начала Смоленской войны с Польшей. Всё это надо учитывать геополитикам, хотя интуитивно определить приоритет степени подобия с тем или иным веком прошлого хоть и представляется возможным, но зависит от знания истории и развитости интуиции. Сложная мозаика совместного влияния этнических и государственных циклов затрудняет интуитивное определение весовой функции подобия. Такая функция может быть вычислена обработкой данных фактической истории России за прошедшие 800 лет, однако это неприемлемая по трудоёмкости работа для одного человека, поэтому автор за неё и не брался. Можно лишь высказывать предположения о возможных повторах и что весовая функция, скорей всего, подобна асимметричной "функции собственног времени". Неотвратимость повторов объясняется тем, что движение циклического интервала времени сравнимо с длительностью жизни человека. Совокупное же движение всех циклов, соответственно, настолько инерционно, как движение тектонических плит, что инициативы отдельных людей ничего не могут изменить.

Если работа закончена, то какой бы длинной она не была, суть её можно выразить одной фразой или одним абзацем. Попробуем это сделать.

Развитие этноса, социально оформленного в государство подчиняется этническим и государственным циклам развития.

Если этнос вырастает в суперэтнос и, соответственно, оформляется в супердержаву (империю), расположенную в центре континента, то возникает циклическая переориентация государственных подсистем (социальных институтов) для оптимизации взаимодействия с соседями, удовлетворяющей критерию выживания и развития. 

Прерывание истории Киевской Руси из-за вторжения монголов и начало истории Московской Руси и великоросского этноса произошло в интервале 1228 - 1252 г.г., считая 1240г. центральным. Импульсное воздействие на русский этнос со стороны азиатских и европейских этносов в совокупности с геофизическим состоянием ареала Киевской Руси запустило процесс нарастания энергии циклических колебаний, начало которых можно соотнести со следующими годами:
- 1228г. начало процесса динамики великоросского этногенеза,  начало  массового рождения пассионариев - запуск основного цикла изменения этнической активности длительностью в 96 лет и периода повторяемости части событий в общем процессе длительностью в 192 года, 
- 1234г. начало государственных циклов взаимодействия с другими государствами,  длительностью в 60 лет (двойной 30-летний цикл),
- 1240г. начало циклической переориентации подсистем государства, вызванное Батыевом нашествием,
- 1246г.начало этнических циклов длительностью 84г., характеризующих степень устойчивости мировоззрения,  
- 1252г. начало государственных циклов, длительностью в 74 года, характеризующих уровень внутренних разногласий в этносе.

Т.е. в интервал времени "грудного возраста" этноса с 1228г. по 1240г. и последующие 12 лет (до "начала прямохождения")  последовательно включаются циклические программы развития по аналогии с началом жизни элемента этноса-человека. Что следует из биологической основы этноса, как коллективного существа, по сути,  декларированной Гумилёвым

Через циклический интервал некоторые события повторяются образно но с инверсией их сути и, следовательно, следствий  для этноса и государства в связи с разобранной переориентацией.

Через два цикла имеет место частичная повторяемость событий. Разброс повторяемости событий в интервале в семь и, даже, до тринадцати лет относительно определяющего года переориентации объясняется тем, что таков разброс узловых моментов разных циклов относительно узловых моментов переориентации. Из за фазовых сдвигов, возникающих вследствие этого, и появлется разброс, так например, "восстание в западной Грузии" в 2008г. повторилось через 189 лет, а не через 192 года. Хотя нахождение окончаний разных циклов на временной оси в этих интервалах, в целом,  доказывает справедливость сделанных предположений  по диаграмме на Рис.6. 

Для единицы этноса, т.е. человека, соответствующими циклическими интервалами будут 11, 12 и 30 лет, четыре цикла в 30лет (два периода по 60 лет) и составят библейский срок жизни в 120 лет - начало интервала сверхдолгожительства.

Санкт-Петербург
2014г.